В 2011-2013 годах рост российской экономики может замедлиться до 2%, если цены на нефть и газ упадут, заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Основные риски не в сырьевых ценах, а в высокой инфляции и неэффективных госрасходах, добавляют эксперты.

  «К концу года мы выйдем на темпы роста инфляции, близкие к прошлогодним. Во многом это объясняют засухой и продовольственным шоком, эффект от которых пройдет через 4—6 месяцев. Но это сценарий самоуспокоения, есть ряд факторов, которые возвращают российскую экономику на высокую инфляцию», — возразил президент ВТБ-24 Михаил Задорнов. Во-первых, с января 2011 года произойдет «приличная» индексация тарифов естественных монополий: цены на газ вырастут на 15%, стоимость грузоперевозок РЖД — на 9%. Во-вторых, власть возвращается к практике дополнительных бюджетов, то есть если появятся доходы, то их будут тратить, а не направлять на снижение дефицита.
  «Первоначальный бюджет на трехлетку предполагал номинальную стабилизацию расходов и их сокращение в реальном выражении, сейчас же дефицит, по сути, консервируется, а источник его покрытия эмиссионный», — сказал Задорнов. Так, в 2011 году «дыра» в казне составит 1,814 трлн рублей, в 2012 году — 1,734 трлн рублей, в 2013 году — 1,795 трлн рублей. В-третьих, в следующем году в отличие от текущего будет индексироваться зарплата бюджетников и военнослужащих.
  «Все эти факторы беспокоят, поскольку восстанавливают традиционную цепочку инфляционных ожиданий практически у всех экономических агентов», — сказал Задорнов, добавив, что правительству будет сложно выдержать и в следующие два года целевые показатели по инфляции.
  В случае высокой инфляции будет расти стоимость кредитов, а значит, ряд секторов экономики не получит средства к развитию. Кроме того, через инфляцию идет реальное укрепление рубля. «Получаются ножницы: с одной стороны рост тарифов, а с другой — потеря конкурентоспособности на фоне укрепления рубля. Низкая инфляция — это сохранение трудоспособности экономики и инвестиций», — подчеркнул глава ВТБ-24.
  Вопросы вызывает и бюджетная политика государства. «Главная задача — не столько сокращение расходов, сколько инвентаризация эффективности этих расходов», — подчеркнул научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
  Он напомнил, что государство будет выходить на внутренний рынок займа, где в 2011—2013 годах будет привлекать 1,1—1,3 трлн рублей ежегодно. «Государство будет вымывать ресурсы, направит их в госинвестиции, которые не столь эффективны», — объяснил Иноземцев.
  У российских властей слишком много приоритетов, констатировали эксперты: повышение пенсии, реформа здравоохранения и обязательного медицинского страхования, реформа армии и одновременно МВД, инфраструктура, нацпроекты, модернизация и образование. Все удержать не удастся.
  «Не может быть в среднесрочной бюджетной политике семь или восемь приоритетов, это нонсенс. Требуется определить реальные два-три приоритета для госрасходов, сосредоточиться на них, а остальными безжалостно пожертвовать, как это делает весь мир», — считает Задорнов.
  По словам главного экономиста Европейского банка реконструкции и развития Эрика Берглофа, деньги прежде всего должны быть потрачены на улучшение бизнес-среды.
  «В России много говорят о магических рецептах роста — нанотехнологиях, Сколково. Не надо изобретать велосипед, а нужны обычные реформы, которые будут способствовать улучшению инвестклимата, качеству институтов.
  Была ведь программа Грефа, стратегия 2020, но в России нет спроса на реформы», — согласился профессор экономики Йельского университета Олег Цывинский, добавив, что без реформ и современной экономической политики Россию ждет «потерянное десятилетие» для роста.

 

http://www.rcsme.ru/news.asp?SectionId=1&NewsId=51519